Город Ермолино
Боровский район

Учителя с большой цифрой

Ермолинская школа-интернат обучает «особенных» деток с 1968 года. За это время изменилось многое. Школа пережила несколько ремонтов, в кабинетах красуется новое оборудование. Дети обучаются по современным программам. Однако среди всех изменений остались верные своему делу учителя, которые полностью посвятили себя педагогической деятельности
Учителя с большой цифрой.

По образованию гуманитарий, по природе спортсмен

Александр ПАНОВ родом из Воронежской области. Ещё до 18 лет преподавал физкультуру в родном крае. После армии получил образование и решил, что пришло время покорять Москву. Но судьба распорядилась иначе. Вместе с женой мужчина переехал в Ермолино.
В интернате Александр Николаевич работает почти 43 года. Преподаёт детям физическую культуру, готовит ребят к различным соревнованиям. «Мы уже много лет занимаем призовые места, и не только среди школ-интернатов. Ездили даже в Москву на Всероссийские игры по баскетболу. Там наши девочки заняли пятое место, а мальчики – девятое. Очень хорошо воспитанникам даются лыжи и лёгкая атлетика. Жаль, что в этом году снега нет», – говорит педагог.
Сам ПАНОВ принимает участие в марафонах, состоит в команде Боровского района по лыжному спорту: «Вот представьте: лес, светит солнце – погода чудесная, свежий воздух. Мчишься на лыжах, а рядом человек сто единомышленников. Такое удовольствие от этого получаешь». Но личные победы для спортсмена – не главное. Для него важно, чтобы дети поняли азы, зародили костяк для подрастающего поколения.

Быть учителем – не работа, а призвание

Нина НИКОНОВА и Светлана НАНОЕВА – двоюродные сёстры. Возглавляют династию ДЁШИНЫХ. У их бабушки 18 внуков, и все они получили педагогическое образование. Первая с детства увлекалась математикой, а вторая мечтала шить. Но любовь к детям и желание продолжить семейное дело оказались сильнее, и обе женщины стали учителями. НИКОНОВА преподаёт в интернате математику, НАНОЕВА – педагог начальных классов.
Нина Викторовна всегда удивлялась стажу своей мамы. Раньше не понимала, как можно столько лет трудиться учителем. «Отработать 34 года в школе – нереально, думала я. А сейчас, когда сама 39 лет преподаю, считаю, что эта цифра ничего не значит», – говорит педагог.
Не просто учит математике, а делает детей счастливыми. Секрет её обучения очень прост: «Детей нужно понимать. Если ребенок не хочет учиться, значит, ему плохо. А я, в свою очередь, должна помочь. Радуюсь, когда слышу “Я поняла”. Тогда осознаешь, что ребёнок счастлив и урок прошёл не зря».
Светлана Викторовна, проработавшая в интернате 35 лет, отмечает: сейчас в учреждении красивый ремонт, в каждом классе установлены проекторы и интерактивные доски. Но неизменным на протяжении многих лет остаётся чистота.
«Первое, что бросилось мне в глаза, когда пришла сюда работать, – опрятность здания. Что снаружи, что внутри. Ни одной пылинки. А если обстановка вокруг благоприятная и комфортная, то и детям хочется учиться». Здесь на первом месте воспитание, а уже после обучение. Научить детей быть самостоятельными – сложная, но главная цель.

Трудности преодолеваются опытом

Отдавать силы, время, знания, быть не просто учителем, а другом – подвластно не каждому. Но у Нины ПАНОВОЙ это получилось. В интернат она пришла работать 15 лет назад. Хотела устроиться филологом, но эта вакансия была занята. Нина Петровна прошла переподготовку и стала учителем начальных классов. Она преподаёт русский язык и литературу в 8 классе.
До этого 25 лет проработала в ермолинской общеобразовательной школе. Поэтому педагогу есть с чем сравнивать. Нина Петровна отмечает, что учреждения отличаются не только спецификой и методами обучения. В интернате царят домашняя атмосфера и уют. Благодаря своему опыту она справилась со всеми трудностями.
«Поначалу мне было очень тяжело здесь работать. Ведь уровень образования деток в интернате намного ниже, чем у обычных школьников. Им трудно понимать с первого слова даже самые простые вещи. Со временем я смогла найти к ребятам подход. Наглядность и живой пример привели к тому, что у меня уже четвёртый выпуск все отличники и хорошисты», – поделилась Нина Петровна.

Фундамент школы

Труд в школе-интернате всегда на первом месте. Раньше мальчишек обучали столярному и слесарному делу. Было две мастерских. Девчонки шили и занимались хозяйством. Животных не держали, но при школе имелся небольшой участок земли. «Помню, был такой год, когда в июле мы собрали столько огурцов, что не знали, куда их деть. Закрутили тогда банок 100 для нашей столовой. А сейчас остались только яблони», – вспоминает учитель физкультуры.
Со временем мастерскую перестроили, огород зарос, да и ценности у нового поколения поменялись. Тем не менее парни до сих пор слесарят, а девушки шьют.
Единственный педагог, преподающий воспитанницам интерната уроки технологии, Ирина ДЕРЯБИНА, говорит, что обучать детей в современных реалиях гораздо проще. Ирина Викторовна работает здесь с 1982 года. И прекрасно помнит, какими маленькими и почти не оснащёнными были кабинеты. «Пристройку с правой стороны школы, где сейчас находится швейная мастерская, начали строить в 1983 году, – рассказала ДЕРЯБИНА. – Первое оборудование, на котором мы работали, – машины, привезённые с местной фабрики из цеха ширпотреба. А вот нитки, иголки, ткань, бумагу приносили школьницы».
Прошло 43 года, за это время многое изменилось. Сейчас у школы-интерната богатая материальная база. Но трудовому искусству девочек по-прежнему обучает Ирина Викторовна. Педагог не только передаёт воспитанницам свои знания, но и мотивирует на создание уникальных изделий. Так, швейная мастерская школы-интерната заняла первое место во Всероссийском конкурсе в номинации «Кабинет учителя технологии».
Также девушки под руководством Ирины ДЕРЯБИНОЙ принимают участие во всевозможных проектах. И часто занимают призовые места. Затронули и международный уровень. В Москве на выставке «Формула рукоделия» ученицы представляли свои наряды в конкурсе дефиле.

Тут не только шьют

А полтора года назад учитель технологии и вовсе решила разнообразить и без того творческую жизнь. Вместе с восьмиклассницей Евой ШУСТРОВОЙ она посещает занятия балабановской студии «Бумажная страна». Увлечённые паперкрафтом, педагог и школьница отмечают, что изготовление объёмных фигур из маленьких ненужных кусочков бумаги – очень увлекательное ремесло. Несколько таких изделий, выполненных руками ермолинских мастериц, заняли первые места в новосибирском конкурсе.
Кроме того, воспитанники и педагоги школы-интерната помогают бойцам специальной военной операции. Здесь шьют нательное бельё, повязки «свой-чужой» и опознавательные ленты, сапёрные флажки, мотают пряжу для носок. Все изделия передают волонтёрам, которые доставляют гуманитарную помощь в зону СВО.

Ирина ЦЫГАНКОВА

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie